Центральная научно-исследовательская лаборатория
ГОО ВПО "ДонНМУ им. М. Горького"

Было это в далеком, легком и веселом студенчестве. «Учили» мы хирургию на одной из кафедр. Честно сказать, и Болонской системы тогда не было, и учились мы так себе, поскольку были мы педиатрами, и группа была девичья, и в хирурги никто из нас не стремился. Преподаватель, как и стены в аудитории, был серым и безликим, занятия скучные (да простят меня хирурги), да и погода за окном – не ахти – осень. В общем, учебник по хирургии я открыла только перед экзаменом. Спасало только одно – хорошо нас учили анатомии - спасибо Бугаевой Л.С. (нашей «Дюймовочке»), Руденко М.Г. и Вакуленко И.П., да и память была уже тренированной. 

 В экзаменационном билете - два вопроса, прочитанных в последнюю ночь – ура, третий, конечно «засада»! А вот экзаменатор достался – жуть – профессор Тихий (увы, не помню его имени, и в галерее не нашла). Хоть фамилия у профессора и была тихой, но был он полным антиподом этой милой фамилии. Достаточно было взглянуть на его брови, воинственно торчащие над высоко стоящим колпаком! А как он шел по коридору отделения! Студенты крепко прижимались к стенке, роняя тетради, и начинали заикаться. В общем, когда я узнала, кто будет экзаменовать мои «знания» по хирургии, мне пришлось переосмыслить свое отношение к обучению, хирургии и жизни в целом.
 И все бы ничего – два вопроса ясны, но вот по третьему: «Роль отечественных ученых в развитии учения о язвенной болезни» - я полный ноль. Историю хирургии я не читала, традиционно пролистывая странички с «композиторами», да и фамилии я запоминаю плохо – тут и натренированная память не помогает. Единственное, что я мельком запомнила – это операции по Бильрот, но фамилия какая-то не русская. 
 Да была ни была – отступать некуда, сажусь отвечать. И начала тарахтеть о грыжах и перитонитах. Экзаменатор кивает, вопросики по ходу подбрасывает - я отбиваю. Подходим к третьему вопросу, вдруг проскочу, и так наболтала много… А он мне: «Рассказывайте…третий вопрос». Что ж тут расскажешь??? Я ж не Шахерезада!!! Пришлось напрячься. И я начала – о Павлове и собаках (брови у профессора зашевелились и поползли вверх), об Ухтомском и доминантах (брови – дыбом, отчего глаза экзаменатора открылись широко, изучая текст третьего вопроса в билете).
 Не выдержал мой экзаменатор:
- Деточка, вы какой вопрос отвечаете???
 А я ему уверенно так, с вызовом:
- Ну как же – по билету - Роль отечественных ученых в развитии учения о язвенной болезни!
- Давайте зачетку, сказочница! – сказал мне громко Тихий (экзаменатор), - и учите историю.

Спасибо ему конечно, за оценку хорошую, хотя честно говоря, не заслужила я ее. Но урок я усвоила – вся медицина, как и наша жизнь, начинается с истории. Кто не знает прошлого, не может оценить свое настоящее и рассчитывать на интересное будущее. Все мы когда-то станем историей. И захочет ли кто-то вспомнить нас (если конечно будет за что)?

А.Набиоз,
16.10.2011